Как правильно организовать электропитание звуковой системы в автомобиле?
Продолжая тему питания в автомобильных аудиосистемах, сегодня поговорим о том, на что обратить внимание при его организации.
Первый шаг, как бы банально это ни звучало, – приведение в порядок существующей системы питания. Конечно, её нужно держать в исправности всегда, но при апгрейде аудиосистемы и тем более при установке новых компонентов это становится особенно актуальным. Сделайте профилактику генератору (проверьте и при необходимости замените щётки, проверьте работу регулятора напряжения), очистите и подтяните клеммы. В исправном состоянии напряжение бортовой сети должно быть не менее 14 В за исключением, разве что, автомобилей с “интеллектуальными” регуляторами напряжения – они “подстраиваются” под текущее токопотребление и состояние аккумулятора, и для них лёгкие перепады напряжения являются нормой. Не забудьте проверить состояние изоляции и защитных элементов проводки.
Если суммарная мощность всех усилителей превышает 400-500 Вт (обратите внимание, имеется ввиду RMS мощность), штатного аккумулятора может оказаться мало. В этом случае имеет смысл заменить его на аккумулятор немного большей ёмкости. Не нужно опасаться, что штатный генератор будет оставлять его “недозаряженным” - это распространённый миф. Если у вас “в штате” стоит самый обычный свинцово-кислотный, выберите EFB (допускает чуть более глубокий разряд) или, например, AGM (допускают значительные разряды). Всё это тоже свинцово-кислотные аккумуляторы, не требующие слишком глубокого вмешательства в процессы зарядки или замены генератора.
Помните, что усилители имеют значительное токопотребление, поэтому не забывайте, что питание нужно подводить кабелями достаточного сечения. Необходимый калибр выбирайте исходя из рекомендаций к усилителю. Если у вас несколько усилителей, оцените их суммарное максимальное потребление (самое простое – по номиналам предохранителей в усилителях) и определите минимально необходимое сечение общего кабеля, который будет идти от аккумулятора. Таблицы для этого без труда можно найти в интернете. Правило простое: чем выше потребляемые токи и длиннее прокладываемый кабель, тем большее требуется сечение.
И в очередной раз напомним про предохранители – обязательно ставьте их в разрыв плюсового кабеля как можно ближе к аккумулятору. Многие игнорируют это правило, считая, что достаточно предохранителей в самих усилителях. Но тут важно понимать, что в данном случае они нужны для защиты не аппаратуры, а именно проводки. От их наличия и правильности подбора во многом зависит безопасность системы – мы рассматривали эту тему в одном из предыдущих постов рубрики.
В системах с мощными усилителями, когда суммарное пиковое токопотребление аудиосистемы достигает значительных величин и может превышать 100 Ампер, переходите к варианту с прокладкой к аккумулятору двух кабелей – плюсового и минусового. Заметьте, сечение минусового в этом случае должно быть не меньше, чем плюсового, чтобы в цепи питания не оказалось “тонких мест”. Это освобождает кузов автомобиля от роли силового проводника, что хорошо сказывается на стабильности питания и помехозащищённости системы.
Если суммарная мощность усилителей ещё значительней и измеряется уже киловаттами, есть смысл задуматься об установке второго аккумулятора и, возможно, замене генератора на более производительный. Но это уже отдельная тема, так что мы её рассмотрим позже.
По материалам https://vk.com/pioneerofficial